,

0

Этностойбище
0

"Вот наш чум. Здравствуйте".

Вы всё ещё не в тундре? Тогда тундра идёт к вам. Здесь и кушают, и спят, и рукодельничают. Посередине чума печь. Топится круглосуточно - за этим следит хозяйка. Это у нас говорят: "две хозяйки на одной кухне не уживаются". У народов Севера их может быть хоть три, хоть десять. И никаких склок и обид. Конфликтовать некогда. Голодными, говорит долганка Галина Сыроед, никогда не бывают. Кочевники питаются всем, чем богата тундра: ягоды, травы, оленина, рыба, из дичи - зайцы, куропатки, утки. А вот грибы у многих коренных северян под запретом - это еда для оленей.

Пока мужчины охотятся, женщины занимаются работой по чуму. Пословица про мужчину, который должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом — тут не работает. В тундре ставить традиционное жилище — исключительно женская обязанность. А уж сколько раз его пришлось собрать — разобрать — и не сосчитать. Этому искусству девочек учат с детства. Каркас делается из лиственницы, её предварительно обрабатывают, чтобы поверхность была гладкой. После чего жерди покрывают оленьими шкурами. Их выделывают вручную, сшивая между собой нитками из оленьих сухожилий. Изделие получается плотное, немного жёсткое и крайне долговечное. Служит минимум пол века. А при хорошем уходе и того больше. На один чум уходит минимум 40 оленей. Жилище может достигать шести метров в высоту. Форма зависит от того, как его будут транспортировать.

ЕКАТЕРИНА АНТОНОВА, долганка: "Нартяной чум. В котором передвигаются на оленьих упряжках. И такие делают. Но сейчас в основном, ненцы делают такие чумы на Таймыре. Они и зимой живут в них, и кочуют в них".

Горожанки с трудом представляют себе такую жизнь.

АНАСТАСИЯ И ТАТЬЯНА ЛАРКИНЫ, жители г. Норильска: "Для обычного городского жителя легко не получится всё".

На женщине — весь дом, рассказывают гостям представительницы коренных малочисленных народов. Долгими полярными ночами готовят, шьют еду, воспитывают детей. Кстати, о материнстве. Как правило, малыши появляются на свет в медучереждениях. Но если не невтерпёж — на помощь приходят мужья и ближайшие родственники. Новорожденных кутают в оленьи шкуры. Вместо памперсов - подручные материалы.

ЕЛЕНА ЛЕВШТАНОВА, председатель ассоциации корренных малочисленных народов Севера г. Норильска: "Мох ложится. Или вот оленью шкуру. Срезаются специальными кусочками и подкладывается в тряпочку. и так ребёнок лежит. Мох же он впитывает. Вот это называется наши памперсы".

Как делать памперсы в этническом лагере показывать не стали. А вот способ отвадить медведей продемонстрировали.

Этот колокол вовсе не для красоты. Им в тундре отгоняют медведей. При встрече с хищником все средства хороши.

ГАЛИНА СЫРОЕД, долганка: "Стучали об что-нибудь. Медведь же боится громких звуков. Вот детками гремим, гремим, он и уходит. А так-то они в те годы такими наглыми не были. Это сейчас они умными стали - аж к посёлку идут. Или голодные они".

Не получилось прогнать — лучше уступить. Сегодня этнический лагерь снялся с места.
 Коренные северяне верят: как ты относишься к тундре, так и она будет относиться к тебе. Весь мусор отправляют в печь. Чтобы не оставлять за собой грязный след. Сейчас на Таймыре живут 10 тысяч представителей коренных народов. Половина из них - долгане. Самая малочисленная - энцы, их всего 204 человека.

ЕКАТЕРИНА ЛУЦИВ, ЕВГЕНЙИ ЖУКОВ, "ВЕСТИ. НОРИЛЬСК".

 

Высказать мнение