,

0

Три дня без благ цивилизации
0

Северянка Елена Евай с легкостью поднимает 3-метровые деревянные шесты, пытаясь сформировать остов северного чума. Как строить традиционное жилище ненцев, молодая женщина знает с детства. Первым делом, рассказывает Елена, нужно выбрать ровное место. Это может сделать и мужчина. Вся остальная работа по установке и обустройству чума лежит на плечах хозяйки. И здесь есть свои нюансы.

Елена Евай, жительница г. Дудинки:
"Основная задача - установить очаг. Потом таскаем грязные полы — это основа, потом циновка. Когда очаг уже стоит, ставим шесты. В старину делали из двух шестов, а мы в городе делаем из трех. Из двух профессионалы делают. Это в тундре в основном".


Сверху шесты обязательно покрывают полотнищем: летом брезентом, зимой нюками. Это сшитые между собой шкуры оленя. После того, как крыша над головой готова, хозяйки приступают к внутреннему убранству чума. У каждого народа свои традиции. Например, ненцы устраивают спальные места слева и справа от очага, а кухонную утварь размещают напротив входа. Эвенки - наоборот.

Нина Бетту, жительница г. Дудинки:
"У нас все по-другому. Я в тундре росла, я ставлю, как родители ставили. Здесь хозяин спит, здесь — дети. Между ними столик. Вот здесь почётное место. Столик ставится, все садятся кушать".


Северные народы считают, что чум - самое удобное жилище для жителей тундры. Он защищает в любую погоду, с легкостью разбирается и перевозится на новое место, что немаловажно для кочевников. На установку и обустройство традиционного жилища у опытных тундровиков уходит всего около часа.

Анна Надер, корреспондент:
"На берегу Енисея расположились 4 чума. Представители северных этносов ежегодно выезжают за пределы города, чтобы хоть ненадолго окунуться в родную среду и научить традициям и обычаям своих детей".


Этностойбище простояло около трех дней. Все это время северяне вели традиционный образ жизни. Спали в чумах, ловили в реке рыбу и готовили ароматную уху на костре.

Анна Надер. Олег Гармаш.

 

Высказать мнение